
Погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) – это совокупность действий с целью погрузки или выгрузки тяжелых товаров вручную или с помощью техники. Они требуют времени, поэтому тщательно и поэтапно планируются для эффективной логистики грузов.
Оптимизация погрузочно-разгрузочных работ на складе
Эффективность работы склада оценивают по затратам времени: чем те меньше – тем лучше. Срок проведения ПРР сокращается, если:
- Применяется соответствующая техника: автопогрузчики, конвейеры и краны
- Налажено регулярное техобслуживание и модернизация механизмов, чтобы избежать поломок и простоев
- Задействованы автоматические системы управления, которые экономят время, исключают человеческий фактор и снижают риск ошибок
- Грамотно организован рабочий процесс. Для этого проводят анализ ПРР, чтобы найти слабые точки. Составляют технологические схемы погрузки и определяют зоны для конкретных работ, чтобы исключить задержки и пересечения.
- Регулярно проводится обучение персонала новым методам и технологиям ПРР.
Подробнее о такелажных работах на складе читайте здесь.
Технологическая схема: для чего необходима
Вариант перегрузочных работ – это термин, отражающий начальное и конечное местоположения груза при ПРР. Так, вариант перегрузки «судно-вагон» означает, что груз перемещают из судового трюма на ж/д платформу. Других сведений вариант не предоставляет.
Технологическая схема перегрузки в отличие от варианта содержит некоторые подробности:
- Промежуточные перемещения груза.
- Операции перегрузки.
- Как выполняются операции – вручную или механически.
- Используемая техника и захваты.
- Вид пакетирования груза – контейнер, упаковки на поддоне и т. д.
Например, технологическая схема «Трюм – Кран – Причал – Погрузчик – Склад (пакетами)» означает, что процесс включает 5 операций. Слово в скобках содержит пояснение к соответствующей операции:
- Судовая – укладка товара в трюме на поддоны.
- Фронтальная – подъем груза из трюма с помощью крана.
- Передаточная – на причале поддон с грузом отцепляют от крана, а к нему стропят порожний.
- Транспортная – перевозка поддонов погрузчиком на склад.
- Складская – груз на складе укладывают в штабель, который формируют из заполненных поддонов (пакетов).
Механизированные и комплексно-механизированные перегрузочные процессы
В процессе ПРР задействуют грузоподъемные механизмы (краны и погрузчики), перегрузочные машины, которые перемещают груз с транспорта на склад или наоборот, а также участвуют в загрузке-разгрузке контейнеров и пакетировании упаковок. Примеры таких машин:
- Уравнительная платформа (доклевеллер) для соединения пола с грузовой платформой транспорта;
- Перегрузочный мост. Нивелирует разницу в высоте пола и кузова грузовика в диапазоне 240–360 мм;
- Погрузочный стол. Подает груз вертикально (лифт) или горизонтально (загрузка контейнеров);
- Рампа для движения погрузчика с земли на транспорт;
- Тамбур – шлюз, соединяющие проемы, например, между самолетом и зоной ПРР.
В технологической схеме такую технику, а также автоматические приспособления прописывают в скобках после той операции, где оборудование используется. Если поясняющих указаний нет, то работа проводится вручную без механизации.
Например, вышеупомянутая схема с пояснением «грейфер» во фронтальной операции: «Трюм – Кран (грейфер) – Причал – Погрузчик – Склад (пакетами)» означает, что выгрузку из трюма проводят с помощью этого приспособления на стреле крана.
Составление технологических схем для перегрузки навалочных грузов
Навалочные грузы – это сухие сыпучие среды, перевозимые водным или ж/д транспортом без тары, навалом (руда, удобрения, зерно). Если груз, включая навалочный, уложен изолированными слоями, то технологическая схема составляется на каждый слой. Пример схемы для двухслойного навала:
1 слой: Трюм – Кран – Склад
2 слой: Трюм (бульдозер) – Кран (грейфер) – Склад
Расшифровка схемы:
- Верхний (1-й) слой в навалочном грузе состоит из затаренной продукции. Перегрузка включает три операции: рабочие в трюме укладывают упаковки на поддоны (судовая), которые вытягиваются краном (фронтальная) и складируются в штабеля (складская).
- На 2-м слое судовая операция механизирована: насыпной груз в трюме подгребают к просвету люка бульдозером. Далее подхватывают грейфером (или другим захватывающим приспособлением) и вытягивают краном. На последней операции груз ссыпают в складские емкости.
План размещения груза и разгрузки судов
Перед транспортировкой грузов водным транспортом составляется грузовой план. Это графическая схема размещения в грузовых отсеках каждой партии груза, нанесенная на чертеж судна.
Схема составляется на каждый рейс и сводится к распределению товаров по грузовым помещениям с учетом условий:
- Тяжелые грузы размещают внизу. Высота штабеля ограничена прочностью упаковки нижележащих предметов.
- Безопасное расположение грузов в трюмах и на палубе по отношению друг к другу и к прочности судна.
- Грузы размещают в соответствии с очередностью выгрузки в портах по пути следования.
- Полностью используется грузоподъемность судна.
- Для удобства погрузки и выгрузки с применением спецтехники отдельно указывается порядок работ и перечень подходящего оборудования и приспособлений.
Грузовой план составляют работники порта, а капитан судна до начала ПРР утверждает его и подписывает.
Новые технологии при погрузке
Технологичные решения в погрузке – это как традиционные приемы работ, так и современные инновации:
- Механизация грузовых и затарочных операций. Краны и погрузчики облегчают подъем и перемещение грузов, а с затаркой отлично справляются перегрузочные столы, которые работают без участия крана. Стол затаривает упакованный груз в контейнеры, не опуская его с грузовика на землю. Контейнер заполняется за 3 минуты, при этом в операции занят один рабочий. Перегрузочные столы монтируют в отправных терминалах, где затарка груза включена в состав ПРР.
- Автоматические системы загрузки транспорта ATLS (Automated Truck Loading Systems), которыми оснащаются складские комплексы, где присутствуют интернет, компьютеры, должная автоматика и погрузочные роботы.
По принципу ATLS работает, например, приложение GoodLoading, создающее 3D-изображение оптимального размещения поддонов с грузом. Исходя из параметров загрузочного места, программа рассчитывает объем груза и расставляет упаковки, максимально заполняя площади. Работает в онлайн-режиме, сохраняя информацию в облаке.
А вот приложение DockScheduler бронирует для перевозчиков складские терминалы с учетом свободного места, наличия техники и рабочих бригад. Это сокращает время ожидания разгрузки на 70%.
На нашем «Тюменском станкостроительном заводе» можно приобрести любую продукцию из каталога и получить услуги:
- Загрузочные и перезагрузочные устройства
- Станки для деревообработки
- Вспомогательное оборудование
- Запчасти и комплектующие для деревообрабатывающих станков
- Автоматизированные линии для сортировки бревен
- Сервисное обслуживание
- Металлоконструкции на заказ
- Механообработка металла и деталей
- Станки торцовочные по дереву