Насыпные грузы — это материалы в форме кусков, зерен, мелкого порошка или гранул, которые перевозят навалом или в специальной таре.
Самый простой способ классификации сыпучих грузов разделяет их по весу на:
-
Легкие. Вес 1м3 — до 0,6 тонны. Пример: опилки, мука, торф.
-
Средние. Вес 1м3 — от 0,6 до 1,1 тонны. Пример: аммофос, уголь-антрацит, зерно.
-
Тяжелые. Вес 1м3 — от 1,1 до 2 тонн. Пример: сухой апатит, мелкокусковой гипс, глина.
-
Очень тяжелые. Вес 1м3 — более 2 тонн. Пример: руда, кусковой камень и уголь.
Классификация грузов помогает правильно организовать их быструю и безопасную доставку — подобрать подходящий транспорт, способ загрузки/разгрузки и снизить потери до 0,1 – 0,3%.
Виды сыпучих грузов и их характеристики
Специалисты по логистике объединяют перевозимые материалы в сыпучем состоянии в категории в соответствии с их предназначением и параметрами:
Категория |
Характеристики |
Пример |
Особо крупные кусковые |
Диаметр гранул более 32 см |
Крупнокусковой уголь, камень и руда, добытые с помощью взрыва. |
Крупные кусковые |
Диаметр гранул 16 – 32 см |
Руда. |
Средние кусковые |
Диаметр гранул 6 – 16 см |
Каменноугольный кокс, каменный уголь. |
Мелкие кусковые |
Диаметр гранул 1 – 6 см |
Бокситы, щебень. |
Мелкофракционные |
Диаметр гранул 0,2 – 1 см |
Мелкий гравий, зерно, семена тыквы, кукурузы и подсолнечника. |
Мелкие зернистые |
Диаметр гранул 0,05 – 0,2 см |
Крупный песок, грунт, торф, глина, сахар. |
В состоянии порошка |
Диаметр гранул 0,05 – 0,5 мм |
Мелкий песок, порошковые красители, мел. |
Пылевидные |
Диаметр гранул меньше 0,05 мм |
Цемент, мука, известь, сода. |
Строительные |
Предназначенные для проведения строительных и ремонтных работ |
Цемент, смеси для отделки, герметизации и приклеивания, бетон, щебень. |
Пищевые |
Для засева, обработки и расфасовки в товарные упаковки |
Зерно, бобы, чай, солод, зерновой кофе. |
Химические |
Для окраски, удобрения и проведения химических реакций |
Катализаторы, селитра, калийная соль, азот, фосфор. |
Насыпные грузы разделяют по транспортным характеристикам на промышленные и сельскохозяйственные. Первые не требуют защиты от дождя, снега и низких температур. Вторые надо перевозить в крытых вагонах, контейнерах или полувагонах.
Транспортировка сыпучих грузов
Из-за особых характеристик насыпных и навалочных материалов к морским, авто- и жд перевозкам продукции этого типа предъявляют особые требования. Они касаются использования специальных транспортных средств и опираются на свод правил из Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, постановления Правительства РФ №272 и техрегламента Таможенного союза.
Виды транспорта
Насыпные материалы перевозят морским, ж/д и автомобильным транспортом.
-
Для железнодорожной перевозки используют хопперы, открытые и закрытые вагоны и полувагоны, саморазгружающиеся вагоны.
-
По морю сыпучие грузы перевозят в балкерах. Это специальные суда с трюмами под засыпку грузоподъемностью от 2 000 до 300 000 тонн.
-
Автомобили используют для промежуточной транспортировки во время модальных перевозок, при вывозе материалов из карьеров, шахт, с полей и складов. Самые распространенные виды автотранспорта для доставки насыпных грузов — самосвалы, бортовые грузовики, цистерны и фуры.
Если для сохранности перевозимого материала надо соблюдать особые меры, его насыпают в специальную технику — цементовозы, муковозы, зерновозы.
Правила перевозки
Главное условие для всех видов транспорта, перевозящего насыпные грузы, — избежать их высыпания. В список основных правил для транспортировки сыпучих материалов входят следующие:
-
Уровень засыпки должен быть вровень с ограничительными отметками на бортах кузова, вагона без крыши или открытого трюма.
-
Перевозку в емкостях без крыши обязательно производят, накрыв груз тентом, который закрепляют на бортах кузова.
-
В контейнерах запрещено перевозить сыпучие материалы без тары.
-
Грузоподъемность транспорта должна быть больше массы груза.
Штраф за ненакрытый сыпучий груз и другие нарушения транспортировки насыпных материалов может достигать 25 000 руб. для физических и должностных лиц и 300 000 руб. для юридических лиц.
Правила погрузки и разгрузки сыпучих грузов
Регламентирующие документы содержат такие нормы проведения работ при разгрузке сыпучих грузов и их затарке:
-
Рабочих, которые проводят перенос материалов в тару, надо экипировать средствами индивидуальной защиты от пыли.
-
Бункеры, цистерны и контейнеры, поставленные под засыпку, должны быть оборудованы страховочными приспособлениями для обслуживающего персонала.
-
Рабочие должны передвигаться по песку, цементу и другим материалам с высокой текучестью только по специальным настилам с перилами.
-
Сыпучие материалы в таре надо устанавливать в кузове вплотную друг к другу.
Кузов необходимо чистить от песка, щебня или цемента скребками или лопатами с удлиненными ручками.
Способы погрузки и выгрузки сыпучих грузов
Насыпные материалы затаривают и выгружают такими способами:
Вид погрузочных работ |
Описание и используемая техника |
Вручную |
Подъем, спуск груза, его затарку и выгрузку делают только рабочие. |
Автоматический |
Груз попадает из транспорта в емкость для хранения или дальнейшей перевозки без перетарки. Техника — думпкары, самосвалы и другие саморазгружающиеся транспортные средства. |
Механизированный |
Материал принимают и затаривают для транспортировки к пункту назначения механизированные бригады, оснащенные грузовиками, погрузчиками и кранами. |
Комплексный |
Груз перетаривают на месте специальными средствами через выделенные площадки. В процессе участвуют рабочие-грузчики и спецтехника — конвейеры, грейферы, разгрузочные установки. |
Современные технологии: стол СПК
Транспортировка сыпучих и крупногабартиных грузов в контейнерах требует особого подхода к погрузке и разгрузке. Затарка происходит с торцевой стороны контейнерного бокса. В этой ситуации на помощь приходит современная техника — столы СПК. Это мобильные платформы с вертикальным и горизонтальными гидравлическими приводами, которые поднимают перегрузочную плоскость на нужную высоту и заталкивают упакованные материалы внутрь контейнера.
Преимущества столов СПК:
-
Подает груз по горизонтали со скоростью 0,1 погонный метр в секунду.
-
Требует участия обслуживающего персонала из двух человек — оператора и корректора движения.
-
Поднимает и затаривает грузы весом до 40 тонн.
-
Работает при температуре от -300С до +450С.
Загрузка 45-фунтового контейнера упакованными сыпучими материалами или доской/брусом с помощью стола СПК в среднем занимает 4 минуты. Это быстрое и выгодное решение подходит для перевалочных баз, складов, логистических центров и погрузочных терминалов. Приспособление позволяет экономить до 90% времени и 60% финансовых расходов на погрузку и разгрузку по сравнению с затаркой альтернативными средствами.
На нашем «Тюменском станкостроительном заводе» можно приобрести любую продукцию из каталога и получить услуги:
- Загрузочные и перезагрузочные устройства
- Станки для деревообработки
- Вспомогательное оборудование
- Запчасти и комплектующие для деревообрабатывающих станков
- Автоматизированные линии для сортировки бревен
- Сервисное обслуживание
- Металлоконструкции на заказ
- Механообработка металла и деталей
- Станки торцовочные по дереву