Погрузка и разгрузка сыпучих грузов

441
Время прочтения: 5 минут

Насыпные грузы — это материалы в форме кусков, зерен, мелкого порошка или гранул, которые перевозят навалом или в специальной таре. 




Самый простой способ классификации сыпучих грузов разделяет их по весу на:

  • Легкие. Вес 1м3 — до 0,6 тонны. Пример: опилки, мука, торф.

  • Средние. Вес 1м3 — от 0,6 до 1,1 тонны.  Пример: аммофос, уголь-антрацит, зерно.

  • Тяжелые. Вес 1м3 — от 1,1 до 2 тонн. Пример: сухой апатит, мелкокусковой гипс, глина.

  • Очень тяжелые. Вес 1м3 — более 2 тонн. Пример: руда, кусковой камень и уголь.

Классификация грузов помогает правильно организовать их быструю и безопасную доставку — подобрать подходящий транспорт, способ загрузки/разгрузки и снизить потери до 0,1 – 0,3%.

Виды сыпучих грузов и их характеристики

Специалисты по логистике объединяют перевозимые материалы в сыпучем состоянии в категории в соответствии с их предназначением и параметрами:

Категория

Характеристики

Пример 

Особо крупные кусковые

Диаметр гранул более 32 см

Крупнокусковой уголь, камень и руда, добытые с помощью взрыва.

Крупные кусковые

Диаметр гранул 16 – 32 см

Руда.

Средние кусковые

Диаметр гранул 6 – 16 см

Каменноугольный кокс, каменный уголь.

Мелкие кусковые

Диаметр гранул 1 – 6 см

Бокситы, щебень.

Мелкофракционные

Диаметр гранул 0,2 – 1 см

Мелкий гравий, зерно, семена тыквы, кукурузы и подсолнечника.

Мелкие зернистые

Диаметр гранул 0,05 – 0,2 см

Крупный песок, грунт, торф, глина, сахар.

В состоянии порошка

Диаметр гранул 0,05 – 0,5 мм

Мелкий песок, порошковые красители, мел.

Пылевидные

Диаметр гранул меньше 0,05 мм

Цемент, мука, известь, сода.

Строительные

Предназначенные для проведения строительных и ремонтных работ

Цемент, смеси для отделки, герметизации и приклеивания, бетон, щебень. 

Пищевые

Для засева, обработки и расфасовки в товарные упаковки

Зерно, бобы, чай, солод, зерновой кофе.

Химические

Для окраски, удобрения и проведения химических реакций

Катализаторы, селитра, калийная соль, азот, фосфор.



Насыпные грузы разделяют по транспортным характеристикам на промышленные и сельскохозяйственные. Первые не требуют защиты от дождя, снега и низких температур. Вторые надо перевозить в крытых вагонах, контейнерах или полувагонах.

Транспортировка сыпучих грузов

Из-за особых характеристик насыпных и навалочных материалов к морским, авто- и жд перевозкам продукции этого типа предъявляют особые требования. Они касаются использования специальных транспортных средств и опираются на свод правил из Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, постановления Правительства РФ №272 и техрегламента Таможенного союза.

Виды транспорта

Насыпные материалы перевозят морским, ж/д и автомобильным транспортом. 

  • Для железнодорожной перевозки используют хопперы, открытые и закрытые вагоны и полувагоны, саморазгружающиеся вагоны. 

  • По морю сыпучие грузы перевозят в балкерах. Это специальные суда с трюмами под засыпку грузоподъемностью от 2 000 до 300 000 тонн.

  • Автомобили используют для промежуточной транспортировки во время модальных перевозок, при вывозе материалов из карьеров, шахт, с полей и складов. Самые распространенные виды автотранспорта для доставки насыпных грузов — самосвалы, бортовые грузовики, цистерны и фуры.

Если для сохранности перевозимого материала надо соблюдать особые меры, его насыпают в специальную технику — цементовозы, муковозы, зерновозы.

Правила перевозки

Главное условие для всех видов транспорта, перевозящего насыпные грузы, — избежать их высыпания. В список основных правил для транспортировки сыпучих материалов входят следующие:

  1. Уровень засыпки должен быть вровень с ограничительными отметками на бортах кузова, вагона без крыши или открытого трюма.

  2. Перевозку в емкостях без крыши обязательно производят, накрыв груз тентом, который закрепляют на бортах кузова.

  3. В контейнерах запрещено перевозить сыпучие материалы без тары.

  4. Грузоподъемность транспорта должна быть больше массы груза.

Штраф за ненакрытый сыпучий груз и другие нарушения транспортировки насыпных материалов может достигать 25 000 руб. для физических и должностных лиц и 300 000 руб. для юридических лиц.

Правила погрузки и разгрузки сыпучих грузов

Регламентирующие документы содержат такие нормы проведения работ при разгрузке сыпучих грузов и их затарке:

  • Рабочих, которые проводят перенос материалов в тару, надо экипировать средствами индивидуальной защиты от пыли.

  • Бункеры, цистерны и контейнеры, поставленные под засыпку, должны быть оборудованы страховочными приспособлениями для обслуживающего персонала.

  • Рабочие должны передвигаться по песку, цементу и другим материалам с высокой текучестью только по специальным настилам с перилами.

  • Сыпучие материалы в таре надо устанавливать в кузове вплотную друг к другу.

Кузов необходимо чистить от песка, щебня или цемента скребками или лопатами с удлиненными ручками. 

Способы погрузки и выгрузки сыпучих грузов

Насыпные материалы затаривают и выгружают такими способами:

Вид погрузочных работ

Описание и используемая техника

Вручную

Подъем, спуск груза, его затарку и выгрузку делают только рабочие.

Автоматический

Груз попадает из транспорта в емкость для хранения или дальнейшей перевозки без перетарки. Техника — думпкары, самосвалы и другие саморазгружающиеся транспортные средства.

Механизированный

Материал принимают и затаривают для транспортировки к пункту назначения механизированные бригады, оснащенные грузовиками, погрузчиками и кранами.

Комплексный

Груз перетаривают на месте специальными средствами через выделенные площадки. В процессе участвуют рабочие-грузчики и спецтехника — конвейеры, грейферы, разгрузочные установки.


Современные технологии: стол СПК

Транспортировка сыпучих и крупногабартиных грузов в контейнерах требует особого подхода к погрузке и разгрузке. Затарка происходит с торцевой стороны контейнерного бокса. В этой ситуации на помощь приходит современная техника — столы СПК. Это мобильные платформы с вертикальным и горизонтальными гидравлическими приводами, которые поднимают перегрузочную плоскость на нужную высоту и заталкивают упакованные материалы внутрь контейнера.

Преимущества столов СПК:

  • Подает груз по горизонтали со скоростью 0,1 погонный метр в секунду.

  • Требует участия обслуживающего персонала из двух человек — оператора и корректора движения.

  • Поднимает и затаривает грузы весом до 40 тонн.

  • Работает при температуре от -300С до +450С.

Загрузка 45-фунтового контейнера упакованными сыпучими материалами или доской/брусом с помощью стола СПК в среднем занимает 4 минуты. Это быстрое и выгодное решение подходит для перевалочных баз, складов, логистических центров и погрузочных терминалов. Приспособление позволяет экономить до 90% времени и 60% финансовых расходов на погрузку и разгрузку по сравнению с затаркой альтернативными средствами.



На нашем «Тюменском станкостроительном заводе» можно приобрести любую продукцию из каталога и получить услуги:

Возникли вопросы?
Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?